Уроки анатомии

23.02.2013 Автор: Рубрика: Дошкольник

86Детям безумно хочется узнать, что находится у них внутри. Детское любопытство отчасти удовлетворяют рассказы родителей и красочные пособия по анатомии для малышей. Но малыш-дошкольник не умеет мыслить абстрактно. И не всегда он в состоянии представить себе, что увлекательные, но все же отвлеченные рассказы и картинки имеют отношение к тому, что происходит внутри его собственного тела.

Другое дело – непосредственный опыт! При помощи несложных и увлекательных экспериментов малыш сможет на практике понять, как работает его сердце и легкие, суставы.

…получился человечек! (2-3 года)

Познавая крохотную вселенную своего тела, ребенок постепенно начинает понимать, что именно в ней обитает его «я», уникальное и неповторимое. Сравнивая себя с другими людьми, малыш приходит к выводу, что похож на них, а значит, должен принадлежать к их сообществу, в отличие, например, от животных, которые выглядят совсем подругому.

Человечек заблудился

Положите в непрозрачный мешочек или коробку куколку-голыша, игрушечную рыбку, птичку, любых зверьков. Расскажите малышу, что человечек заблудился в темной пещере, и надо найти его и помочь ему выбраться. Ребенок должен на ощупь найти в мешочке человечка и объяснить, как он узнал, что это человечек (у него есть туловище, две руки, голова и т. д.) и почему не выбрал другую игрушку (у нее есть хвост, крылья, шерсть, плавники).

Кукла заболела

Вырежьте из картона силуэт куклы и разрежьте его на части. Попросите малыша помочь доктору Айболиту вылечить куклу после того, как злая волшебница разделила части ее тела: приставить на место и приклеить голову, ноги, руки, лицо. Игру можно усложнить. Например, положить больше, чем нужно, рук и ног, хвост, хобот, заячьи уши. Спросите ребенка, почему он ими не воспользовался. Детям постарше разрежьте куклу на большее количество частей: можно вырезать отдельно предплечье, кисть, плечо, голень, бедро, стопу.

Зачем человеку кости (с 3 лет)

Заранее сшейте небольшую мягкую куколку, нетуго набейте ее ватой или синтепоном. На шее, ногах и руках оставьте незашитыми маленькие отверстия. Попросите малыша поставить или посадить куколку на стол. Предложите подумать, почему это не выходит. Правильно, потому что она мягкая, бесформенная. А что, если попытаться придать ей жесткость? Предложите малышу вставить в спинку, ручки и ножки куклы кусочки проволоки. Получится жесткий каркас. Теперь наша кукла умеет ровно сидеть, стоять, сгибает ноги и руки. Так для чего же нужны кости? Они выполняют роль каркаса, чтобы тело не было похоже на бесформенный мешок.

Посчитаем косточки (с 4 лет)

В эту игру лучше играть с двумя детьми. Предложите детям раздеться до трусиков и встать друг против друга. Спросите, все ли кости, на их взгляд, одинаковы. А теперь попробуйте проверить это.

Попросите одного ребенка повернуться спиной к другому и нагнуться вперед. Что это за бугорки появились на спине? Их легко можно увидеть или нащупать пальцем. Это называется позвоночник. Пусть малыш осторожно проведет пальцем по позвоночнику второго ребенка. Оказывается, это не одна кость, а цепь косточек-позвонков, которые соединены между собой. Благодаря этому наша спина ровная и гибкая одновременно.

Попросите малыша провести пальчиком по ребру и определить, какой оно формы. Оказывается, каждое ребро – это полукруглая дуга, сзади она крепится к позвоночнику, а спереди к особой косточке – грудине. Получается красивая и легкая грудная клетка. Кто в этой клетке прячется, мы узнаем из следующей игры.

Помогите детям нащупать ключицу, плечо, предплечье. Предложите посильнее надавить пальцем на предплечье. Там явственно прощупывается углубление. Оказывается, здесь не одна кость, а целых две: одна, потолще, локтевая, а другая, совсем тоненькая, лучевая!

А теперь сравним, как устроены наши ноги. Оказывается, очень похоже: сверху – бедренная кость, а внизу две берцовых, большая и маленькая. А кисть и стопа состоят из множества маленьких косточек, поэтому они такие гибкие. В каждом пальчике – по целых три косточки-фаланги.

Для этой игры полезно приобрести качественную таблицу с изображением скелета, чтобы рассматривать все косточки, найденные на ощупь.

Почему мы двигаемся (с 4 лет) 

Возьмите широкий бинт и туго забинтуйте малышу локтевой и коленный суставы. Предложите ему согнуть ногу и руку. Спросите, почему, по его мнению, это не удалось.

Расскажите, что кости соединяются друг с другом при помощи суставов. Попросите ребенка обхватить левый кулак пальцами правой. Это и будет модель сустава.

Cмажьте малышу ладошку вазелином или детским кремом. Обратите его в нимание, что «сустав» стал двигаться более легко и плавно. Точно так же внутри сустава есть специальная жидкость-смазка.

При помощи эластичного бинта закрепите «сустав». Попросите ребенка попытаться вытащить кулак из ладошки. Не получается? Точно так же настоящие суставы крепко фиксируются при помощи гибких и эластичных связок.

Кого заперли в клетку? (с 4 лет)

В эту игру тоже хорошо играть в паре. Это могут быть и двое детей, и ребенок со взрослым. Для игры вам потребуется фонендоскоп, каким врачи выслушивают сердце и легкие.

Напомните малышу, что ребра образуют грудную клетку. Ну, а что за птичка спряталась в этой клетке?

Предложите ребенку взять стетоскоп и приложить к груди партнера. Спросите, что он слышит. Скорее всего, малыш ответит, что слышит стук. Попросите ребенка воспроизвести этот стук, хлопая в ладоши. Теперь пусть тот, кого выслушивают, попрыгает, ляжет, задержит дыхание и т. д. После каждого упражнения ребенок заново выслушивает партнера и воспроизводит хлопками стук. Потом дети меняются ролями.

Предложите им подумать, что же это стучит и почему меняется ритм. Скорее всего, малыш угадает, что он слышит стук сердца.

Расскажите, что сердце – это маленький насос, который гонит хорошую, свежую кровь в самые дальние уголки нашего тела, а плохую, отработанную забирает назад. Когда человек активно движется, ему требуется больше кислорода, вот сердце и работает быстрее, а когда отдыхает, расходуется меньше кислорода и сердце незачем так торопиться.

Рассмотрите схему сердца в разрезе. Покажите ребенку предсердия, желудочки, крупные сосуды. Рассмотрите клапаны, которые не дают крови течь в неверном направлении.

Важно

Не стоит придумывать частям тела свои названия, а также уменьшительно-ласкательные вроде «ручонок» и т. д. Малыш усвоит ровно столько, сколько ему сейчас полагается по возрасту. И не надо путать его, упрощая формулировки.

Журнал «Мой маленький»

http://deti.mail.ru/…

Метки текущей записи:
,

Оставьте комментарий!

* Ваше   cообщение
* Обязательные для заполнения поля