Ребенок не слушается. Что делать?

07.03.2010 Автор: Рубрика: Негативное поведение

Rebenok_ne_slushaetsya__CHto_delat_Часто мы говорим ребенку: «Веди себя хорошо!» Но что это значит для него? По сути, поведение ребенка постепенно подчиняется его воле, ваш малыш становится полноправным хозяином своих поступков. Как же это происходит?

В раннем возрасте малыш учится управлять своим поведением. Для этого он должен осознавать свое поведение, представлять его со стороны. Согласно теории Л.С.Выготского, именно речь является средством управления поведением ребенка. Сначала родители говорят ему, что можно делать и чего нельзя. Для малыша основная трудность заключается даже не в том, что бы сделать «как надо», а в том, чтобы затормозить свои действия — «как не надо». Ребенок должен сконцентрировать свои волевые усилия на том, чтобы перестать делать непроизвольные действия, которые диктует ему ситуация. Например, не размахивать ложкой, а доносить ее до рта, не бросать шапку на пол, а надевать себе на голову.

Примерно до 2х лет, если малыш начал какое-нибудь действие (особенно шумное, например, стучит ложкой по столу), остановить его словами просто невозможно. Происходит парадоксальное явление: скорее всего после вашего многократного «нельзя» малыш начнет стучать еще громче и настойчивей. Часто в данной ситуации у родителей появляется мысль, что ребенок действует им на нервы, специально продолжая делать то, что ему запрещают.

Конечно же, никакого «злого умысла» у малыша в этом возрасте нет. Он по-другому просто физически не может. В исследовании В.С.Фонаревой было показано, что в 1,5-2 года слово не только не может прекратить начавшееся действие, а даже усиливает его. Что же делать в этом случае, как повлиять на поведение ребенка? Полезно быстро переключить его внимание на что-нибудь другое, просто отобрав нежелательный предмет и тут же дав взамен нечто яркое, привлекательное и, по желанию, не такое шумное.

Умение выполнять речевые инструкции во многом зависит от развития речи детей. Освоив первые слова, ребенок начинает обращаться к взрослым с различными просьбами. Он замечает, что взрослые поддаются такому управлению — он говорит что делать, а взрослые делают. Или не делают, потому что «нельзя». Взрослый снова оказывается центральной фигурой в развитии ребенка. Чем больше ситуации разнообразного словесного общения между родителями и детьми, тем быстрее малыши осваивают речевые инструкции.

В конце концов, наступает момент, когда малыш с этой самой инструкцией обращается к самому себе. По сути, он говорит себе, что надо делать — и делает. Собственное слово дает ребенку свободу в управлении своим поведением. Это приводит к тому, что желания взрослых относительно ребенка и желания самого ребенка могут не совпадать. Вот тогда и начинается период в жизни малыша, который известен под названием «кризис 3х лет». Кстати, задержки речевого развития часто являются причиной несформированности самоконтроля ребенка.

Таким образом, ребенок овладевает своим поведением последовательно:

  • Учится подчиняться просьбам взрослых.
  • Сам обращается с просьбой к взрослым, управляя тем самым их поведением.
  • Может «приказать» себе сделать что-нибудь, проговаривая инструкцию «про себя» — и выполнить собственный «приказ».

Источник: http://medsputnik.ru/index/publication/pid/145

Метки текущей записи:
,

Оставьте комментарий!

* Ваше   cообщение
* Обязательные для заполнения поля