Про маленьких трусишек

23.10.2014 Автор: Рубрика: Детские чувства

Как помочь ребенку преодолеть страхи?

Шишова Т. Л.
Журнал: №6 (32) 2009 г.

home-aloneСтрах — одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец. Вполне вероятно, что даже самая первая. Во всяком случае, многие врачи и психологи считают, что ребенка, проходящего через родовые пути, охватывает запредельный ужас. Может, поэтому в старину бытовало поверье, что дети, появившиеся на свет в результате кесарева сечения, отличаются особым бесстрашием…

Как бы там ни было, но малыш, еще толком не выпроставшись из пелены сна, окутывающей его в первые месяцы жизни, начинает пугаться. Сначала резких звуков, потом незнакомой обстановки, чужих людей. И это вполне естественно. Малышу неуютно в огромном незнакомом мире. Это все равно, что взрослым людям вдруг очутиться на неведомой планете, населенной великанами.

И поначалу родители относятся к детским страхам с пониманием и сочувствием. Но довольно скоро отношение начинает меняться. Ребенок трех, четырех и тем более пяти лет уже частенько слышит, испугавшись чужого дяди или собаки: «Ай-ай-ай! Как тебе не стыдно? Ты же уже большой!»

Но, увы, если про многие детские проблемы можно сказать, что скорее всего ребенок их со временем перерастет, то со страхами дело обстоит отнюдь не так утешительно. Ребенок растет, и очень часто страхи растут вместе с ним. Чем больше расширяются его познания и развивается фантазия, тем больше он осознает опасности, подстерегающие человека в нашем далеко не безопасном мире. Особенно сейчас, когда этот мир нестабилен и заряжен агрессией. В последние годы специалисты отмечают существенный рост детских страхов, и это очень тревожно.

Хотя, конечно, не следует вдаваться в крайности. В конце концов, иметь ребенка, который совсем ничего не боится, а потому способен на любое безрассудство, гораздо хуже.

Этакое «запредельное» бесстрашие встречается, например, при некоторых психических заболеваниях, и родители находятся в постоянной тревоге за судьбу своего сына или дочери. В этом смысле боязливый ребенок причиняет взрослым гораздо меньше волнений. Он осторожен, с ним реже происходят несчастные случаи. Но беда в том, что грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой, и страхи в прямом и переносном смысле слова мешают ребенку жить. Они разъедают его душу и вызывают невротические расстройства.

Тики, навязчивые движения, энурез, заикание, плохой сон, раздражительность, агрессивность, плохая контактность с окружающими, дефицит внимания — вот далеко не полный перечень неприятных последствий, к которым приводит непреодоленный детский страх. Подчас страхи могут указывать и на более серьезные психические заболевания (шизофрению, аутизм). Но, разумеется, диагноз должен ставить только врач.

Да, но родителям-то что делать? Как они могут помочь маленькому трусишке?

Прежде всего, следует критически оценить семейную ситуацию, проанализировать свое поведение. Очень часто страхи появляются у детей, когда их… чересчур опекают. Да-да, казалось бы, усиленная опека должна создавать у ребенка чувство защищенности и, соответственно, внутреннего комфорта.

Но не тут-то было! Когда ребенка излишне опекают, он ощущает себя маленьким и слабым. Мир представляется ему грозным и враждебным. Иначе с чего бы взрослым оберегать каждый его шаг? А поскольку мира такой ребенок практически не знает (ему не дают возможности с ним познакомиться по-настоящему), место знаний занимают фантазии. Неизвестное всегда страшит нас вдвойне.

Поэтому, как ни велик соблазн держать ребенка под своим крылом чуть ли не до старости (тем более что и взрослым так гораздо спокойнее), умные родители начинают довольно рано, еще до школы отпускать детей «в свободное плавание». Разумеется, постепенно, учитывая и возраст, и характер малыша, и особенности своего окружения: что в нем принято, а что – нет. К примеру, в маленьких российских городках, где немного машин и жизнь достаточно безопасна, дети начинают гулять самостоятельно раньше, чем в Москве (здесь они обычно получают это право лет в 6–7, а то и в 8). Учитывать подобные вещи важно потому, что в противном случае ко всем прочим комплексам ребенка прибавится еще и страх стать посмешищем для знакомых детей, а это мучительно. Гораздо мучительней, чем думают иные взрослые.

Кроме того, детские страхи нередко вызываются конфликтами в семье. Причем взрослые зачастую об этом даже не подозревают, т.к. дети могут внешне не показывать своего беспокойства. Кажется, что их не волнуют ссоры родителей. Те могут кричать, ругаться, а ребенок будет спокойно играть в своем уголке. Но в большинстве случаев отсутствие непосредственной реакции на конфликт взрослых не означает, что реакции не будет вовсе. Она просто окажется отсроченной и выразится в какой-то часто неожиданной форме. Например, ребенок вдруг начнет заикаться, писаться по ночам или бояться темноты, одиночества, привидений и т.д.

Да, но не у всех же детей гиперопека вызывает подобную реакцию! Кто-то пытается взбунтоваться, проявляет негативизм, начинает хитрить, изворачиваться, тайком или открыто нарушать запреты. И семейные ссоры не всех травмируют одинаково даже в одной семье.

Главное, конечно, коренится не во внешних обстоятельствах, а в особенностях психики ребенка. Ранимые, чувствительные, впечатлительные дети чаще подвержены страхам.

Особенно тяжело приходится мальчикам, поскольку от них, естественно, ожидают большей смелости, чем от девочек, да и современная масскультура ориентирована не на утонченных поэтов и художников, а на «сильных духом мужчин», суперменов. Поэтому мальчик с хрупкой психикой оказывается зажатым в двойные тиски. Его мучает не только страх, но и стыд за свой страх. И родители ни в коем случае не должны смеяться над боязливым ребенком. Они (особенно отцы) часто делают это «из воспитательных соображений», надеясь, что трусишке станет стыдно, и он исправится. Но этим добиваются лишь того, что ребенок замыкается в себе и перестает доверять взрослым.

Другое дело – в хорошую минуту, когда ребенок ничего не боится и не нервничает, вместе с ним посмеяться… о нет, не над ним, а над его страхом! Подробнее о том, как это лучше делать, вы узнаете дальше.

Кроме того, хорошо, когда родители (и в первую очередь папы) рассказывают сыновьям и дочкам о своих детских страхах. Это вселяет в малышей уверенность. Раз уж даже папа, сильный, смелый папа в детстве боялся, а потом сумел преодолеть свой страх, значит, не все еще потеряно! Значит, надежда есть! Такие истории можно и придумывать, стараясь сделать их посмешнее. Не бойтесь за свой авторитет. Он от этого не пошатнется. Наоборот, вы сблизитесь с ребенком, станете лучше понимать друг друга. Когда родители совершенно непогрешимы и всесильны – этакие боги, обитающие на недосягаемом Олимпе, – для детской психики это непомерная нагрузка.

Крупнейший психолог Карл Густав Юнг писал: «Если бы отец по плоти действительно обладал невероятным могуществом, то сыновья непременно убивали бы своих отцов или, еще вероятнее, сами отказывались бы впоследствии становиться отцами. Ибо какой же нравственный человек способен нести такую непомерную ответственность?»

Конечно, крушение родительского авторитета не менее вредно, но зачем впадать в крайности?

Помогая ребенку справляться со страхами, не надо стремиться к скорому результату. В данном случае, пожалуй, как никогда уместна пословица «Тише едешь — дальше будешь». Лучше преодолевать страхи постепенно, без особого напряжения, чтобы они исчезали как бы сами собой.

Но «не гоня лошадей», не торопя малыша, чтобы не нанести ему вторичную психическую травму, следует усиленно внушать ему, что он уже многое в себе преодолел, что раньше (пусть даже это не соответствует действительности!) он трусил гораздо больше. Любая, самая незначительная победа (скажем, раньше ваш сын наотрез отказывался войти в темную комнату, а тут вдруг на мгновение заглянул туда) должна отмечаться родителями как огромное достижение, о котором нужно с гордостью рассказывать родственникам и знакомым, причем непременно так, чтобы сын это слышал. Помните: ребенка его трусость уязвляет гораздо больше, чем вас. И как только он дозреет, он поборет свой страх. А ваша похвала для него, как солнечные лучи для наливающегося соком плода.

Существует много игр и игровых упражнений, помогающих детям справиться с различными страхами. В последние годы игровые методы все более активно проникают и в нашу педагогику, и в психотерапию. Специалисты уже давно поняли, что игра – мощнейший инструмент воздействия на детскую психику. Однако среди многих родителей еще бытует мнение, что это все так, забава. Занимается ребенок чем-то, не докучает взрослым – и слава Богу! Хотя как можно несерьезно относиться к занятиям, которые поглощают почти все время бодрствования малышей? В игровой, неформальной обстановке дошкольники и младшие школьники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и привычки, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности. Игрой можно достичь гораздо большего эффекта, чем нравоучениями.

Другое дело, что игра с ребенком многим взрослым дается трудно. Это для них уже чужая и чуждая епархия. Куда проще сварить обед или починить автомобиль! Даже для самой незамысловатой детской игры типа «дочки-матери» требуется живая фантазия, изобретательность и непосредственность восприятия – качества, которые к взрослому возрасту нередко утрачиваются. Однако родители, у которых есть проблемы с детьми (а у кого их вообще-то нет?), должны понимать, что их усилия будут вознаграждены сторицей. Общаясь с ребенком в его привычной стихии, обращаясь к понятным и любимым художественным образам, тактично направляя детскую игру в нужное русло, вы, родители, сможете добиться поразительных результатов.

Источник

Метки текущей записи:

Оставьте комментарий!

* Ваше   cообщение
* Обязательные для заполнения поля