Ползком к успеху…

12.02.2013 Автор: Рубрика: Младенец, От 0 до 7

2013-10-18_140040Определенный отрезок своего жизненного пути младенец должен проползти – в прямом смысле этого слова. Такой вид передвижения не только тренирует мышцы, но и способствует общему развитию.

Хочу двигаться сам! 

Ребенок растет, меняется, хватает игрушки, двигается, переворачивается со спины на живот, но для достижения своей цели ему необходима помощь. Чтобы рассмотреть что-то, увидеть, кто пришел, понять, откуда доносится звук, обязательно нужен взрослый, который «доставит» малыша в интересующее его место. Но вот ребенок начинает ползать, и перед ним сразу открываются новые возможности. Нетерпеливые мамы и папы сразу хотят, чтобы малыш пошел, – не торопитесь, подождите немного. Давайте задержимся на этом новом этапе. Ползание – важнейшая веха в детском развитии.

Врачи-педиатры отмечают, что такой способ передвижения очень полезен для ребенка. При ползании малыш развивается физически, у него укрепляются почти все мышцы, особенно плечевого пояса, рук, позвоночного отдела, улучшается координация движений. Начинают работать мышцы, которые до начала ползания были мало задействованы или вообще не включены в работу. Этот вид передвижения служит подготовкой к следующему этапу – ходьбе, ведь у малыша укрепляются мышцы, необходимые для поддержания тела в вертикальном положении.

Но ползание важно не только смедицинской точки зрения. Ползая, ребенок учится думать, ведь ему необходимо принимать решения, куда и зачем ползти и как это лучше делать. Он постепенно начинает понимать, что может перемещаться в пространстве, может доставать предметы, которые находятся не только на расстоянии вытянутой руки, но и значительно дальше. Малыш сам выбирает тот стиль, которым ему удобнее ползти. Более того, ребенок осваивает разные способы ползания на разных поверхностях. Задача владеть своим телом, не теряя равновесия, – не из легких.

Ползание важно для макро- и микромоторики ребенка. Макромоторика и координация движений развиваются во время самого процесса ползания, вто время как микромоторика развивается параллельно, пока ребенок трогает предметы, лежащие на полу, дергает за бахрому ковра, засовывает пальчик в щель на паркете.
Ребенок знакомится с процессом движения как таковым, начинает понимать, что к интересующим его предметам можно приближаться, а можно от них удаляться, что можно двигаться с разной скоростью. Все эти навыки очень пригодятся ему потом для освоения ходьбы.

Открывая мир

Ползая, малыш учится ориентироваться в пространстве, он изучает поверхность пола, расположение предметов в квартире, экспериментирует, как из-под одного предмета достать другой. Он осваивает не только пространство вокруг себя, но и лучше узнает свое собственное тело: касание разными частями тела отдельных поверхностей способствует формированию у него схемы тела.

Ребенок совершенствует свое зрительное восприятие. Согласитесь, картинка из кровати или с маминых рук сильно отличается от того, что младенец видит на полу.
У ребенка развивается взаимодействие между двумя полушариями мозга, ведь при движении ползком умалышей одновременно двигаются правая рука и левая нога или левая рука и правая нога. Такой вид ползания называется перекрестным, оно наиболее эффективно. Трудно поверить, но, ползая, малыш создает основу для дальнейшего речевого развития, ведь для освоения некоторых сложных грамматических конструкций необходимо умение хорошо ориентироваться в пространстве, а ползание этому очень способствует.

Новый этап развития ребенка готовит его к постепенному отделению от мамы. На первом году жизни маму и ребенка психологи часто называют системой «мы», потому что они очень взаимозависимы. После года начинается постепенное отделение малыша от мамы, но первые шаги кэтому начинаются с попытки двигаться в направлении от мамы. Впервые такую возможность дает ползание. Малыша сначала сильно пугает это новое умение, поэтому период, когда ребенок учится ползать, многие родители называют «ручным» – кроха очень часто просится «на ручки». Когда ребенок уползает от мамы, ему важно быть уверенным, что мама остается на месте и что он может вернуться к ней в любой момент. Потом нечто похожее происходит, когда малыш осваивает ходьбу.

Своим путем

Многие родители хвастаются тем, что их ребенок не ползал, а сразу пошел. Но на самом деле, дети, которые рано начали ходить, добирают свое в более старшем возрасте. И не надо ругать подросшего малыша за его интерес к «половой» жизни. Ему важно доползать свое. Родители тоже могут садиться на пол к ребенку, тем самым стимулируя его к ползанию.
Каждый малыш проходит свой путь в освоении пространства в промежутке примерно с пяти месяцев до года с небольшим. Все дети в разные моменты начинают переворачиваться, ползать, ходить. Способы передвижения ползком весьма разнообразны. Кто-то сначала движется назад, кто-то– по-пластунски, кто-то – вперед, сразу подгибая под себя две ноги, у кого-то одновременно движутся сначала левая нога и левая рука, а потом правая рука и правая нога, кто-то практикует перекрестный ход. И это все варианты нормы. Не надо ожидать от малыша, что он будет копировать поведение соседского ребенка, у него свой путь развития.

КСЕНИЯ ЯГОДИНА, психолог
Источник: http://krokha.ru

Метки текущей записи:
, ,

Оставьте комментарий!

* Ваше   cообщение
* Обязательные для заполнения поля