Похвала и признание

12.07.2014 Автор: Рубрика: Кнутом или...

Cute little boy hugs his father outdoorsПохвала – вещь субъективная, она несет заряд негатива: ребенок слышит не только слова хвалы, но и скрытую угрозу, что если бы он не сделал этого (поступка, за который его хвалят), то получил бы взбучку или был бы отнесен в разряд плохих.

Похвала заставляет и родителя, и ребенка отождествлять ребенка с его поступком – то есть уже не ребенок хороший, а ребенок хорош только потому, что совершил хороший поступок (а если бы не совершил, то не был бы хорошим), и, соответственно, если совершил плохой поступок, то это уже означает, что ребенок – плохой. Поэтому очень важно, чтобы родители отделяли ребенка от его поступков и действий, то есть говорили провинившемуся ребенку – ты хороший, но совершил нехороший поступок. Ни в коем случае нельзя, чтобы ребенок отождествлял себя со своими действиями, иначе у него не будет сил и мотивации учиться на ошибках и стремиться к самосовершенствованию.

Кроме того, тот, кто хвалит, тем самым, волей или неволей, демонстрирует свое превосходство, свое более высокое положение, дистанцию между ним и тем, кого он хвалит. Солдат обычно по-отечески не хлопает по плечу генерала, а подчиненный – начальника.

Поддержка в виде признания его действий, но без вынесения субъективных оценок, сделанная от души и с любовью, это то, в чем нуждаются дети – их усилия заметили, отметили, признали в них личность. Отличительная черта признания от похвалы в том, что в признании вместо глагола, означающего действие ребенка, вы говорите о своих чувствах – как вы рады, благодарны, тронуты, счастливы и т.п.

Пример похвалы: «Спасибо, что подарил мне свой рисунок» (а вот если бы не подарил, ты был бы «плохим мальчиком»).

Пример признания: «Спасибо за рисунок, я очень тебе благодарна за него». Акцент делается на неоспоримый факт (рисунок), а не на субъективные оценки и действие, но при этом вы даете ребенку обратную связь, что признаете его поступок.

Признание ценно еще и тем, что вы помогаете ребенку почувствовать свою уникальность и ценность безотносительно к мнению и ожиданию других людей.

Предлагаю вашему вниманию маленькую заметку Симона Соловейчика:

«В заключение нечто вроде премии терпеливому читателю – краткий пушкинский курс педагогики. Куда короче – в шести строках! Наука искусства воспитания для очень занятых людей.

Однажды А.С. Пушкин записал шутливые стихи в альбом семилетнего мальчика, Павлуши Вяземского. Пушкин был верен себе в каждой строчке и в каждой шутке, и даже экспромты его гораздо содержательнее, чем кажутся с виду. Вот случай убедиться в этом: переведем веселые строчки на язык педагогических законов.

Пушкин написал:

Кн. П.П. Вяземскому

Душа моя Павел, Держись моих правил: Люби то-то, то-то, Не делай того-то. Кажись, это ясно. Прощай, мой прекрасный.

В шести строчках – все искусство воспитания!

«Душа моя Павел» – люби ребенка, как душу свою, умей выразить любовь в ласковом слове, в ласковой интонации.

«Павел», «Кн[язю] П.П. Вяземскому» – обращайся с ребенком как с равным, как со взрослым, невзначай подчеркивай, что он уже большой – Павел! Дети никогда не бывают для себя маленькими, они всегда «уже большие». И как бы ты ни любил ребенка, будь с ним немножко сдержан, особенно с мальчиком: «Душа моя», но «Павел».

«Держись моих правил» – сначала обзаведись, пожалуйста, своими правилами жизни, убеждениями, принципами – без них к ребенку лучше и не подходить. И это должны быть свои правила, своею жизнью выработанные, чужие правила детям внушить невозможно.

Сколько неудач в воспитании из-за того, что мы пытаемся вбить в детские головы правила, которых сами не придерживаемся! Нет, «держись моих правил» – слово, убедительное для ребенка своей честностью. И не назидание, а дружеское «держись». Совет, которым можно и не пользоваться. В необязательном «держись» поучение, необходимое ребенку, и свобода от поучения. Взрослый направляет, а действует ребенок сам.

«Люби то-то, то-то…» – люби! Все воспитание держится на одном этом слове: люби! Воспитание – это не запреты, воспитывать – пробуждать способность любить. Где любовь, там и благодарность, там волнение, там доверие, там все лучшие человеческие чувства – люби.

«Не делай того-то» – сказано категорично и без объяснений. Отметим тонкость: «не делай» – относится к автору, взрослому человеку, это ведь из его правил – «не делай», это правило взрослого, а не особое детское правило для маленьких. «Не делай» – закон взрослых, серьезных, честных людей. Не запрещено, не осудят, не накажут, но не делаю – не в моих правилах. «Не делай» и «люби» – двух этих слов достаточно. Есть поле человеческого поведения. Нижняя граница его твердая: «не делай», а верхней границы нет, она бесконечна – «люби!».

«Кажись, это ясно» – ребенку и надо внушать, что все наши установления и советы просты, понятны, безусловны, ими весь мир живет. А ты маленький, умница, ты все понимаешь с полуслова, ты не нуждаешься в длинных нотациях. Пусть ребенок не понял взрослого – не страшно. Вера в понятливость мальчика постепенно сделает его умнее: люди удивительно быстро умнеют, когда их держат за умных.

И с какой легкостью говорит поэт с мальчиком о самых важных правилах жизни, с какой легкостью! «Кажись, это ясно…» Он открывается перед мальчиком. Не

демонстрирует равенство, а искренне проявляет его тем, что говорит с мальчиком всерьез, хоть и в шутливой форме, и говорит, иронизируя, не заученное, а только что самим открытое.

«Прощай, мой прекрасный» – прощай! Взрослые и не должны слишком много заниматься детьми. Ребятам лучше быть в компании сверстников, отдаваться играм и своим делам. Поиграли, поговорили, объяснились в любви – и достаточно, беги к своим игрушкам, там твой мир.

И словно кольцо замыкается: «Прощай, мой прекрасный». Внушайте ребенку, что он прекрасен в глазах взрослого! Кто умеет от сердца сказать маленькому: «Мой прекрасный» – тот счастлив в детях и у него счастливые дети. Между двумя этими обращениями, «душа моя» и «мой прекрасный», заключено все искусство воспитания детей».

Автор статьи: Нурлан Мадиев

Источник: http://digest.subscribe.ru/children/councils/n1484915031.html

Метки текущей записи:

Оставьте комментарий!

* Ваше   cообщение
* Обязательные для заполнения поля