Не могу не кричать на ребенка

03.11.2014 Автор: Рубрика: Отношения с детьми

640x360-e1414157221146-300x200Недавно я получила сообщение от мамы Марии:
«Не могу не кричать на ребёнка!!!! Я сто раз говорю своей дочке: не лазай, не лазай, не лазай!!! На стену, на деревья, на спинки стульев и прочее! Ну что? Ну я же не попугай!! И по-хорошему, ну и кричу, конечно. А почему кричу? Да я боюсь до смерти за ее жизнь: ведь упадет она с этой спинки стула и шею себе свернет! :-(((((( Что делать-то?»

Постараюсь ответить на этот вопрос. Даже если у Вас ребёнок школьного возраста, Вы можете извлечь пользу из моего ответа, смысл останется тот же, просто ситуации будут другими.

Очень часто наши родительские требования и ожидания идут вразрез с возрастными потребностями ребёнка, о которых очень важно знать. Дело в том, что маленькие детки очень пытливые, активные, подвижные, им всё интересно.

Их исследовательский интерес к освоению окружающего мира настолько силён, что они перестают реагировать на бесконечные ограничения и запреты взрослых, особенно, если их (запретов) слишком много.

Вместо того, чтобы запрещать ребенку везде лазать, негативно программируя его — «шею свернёшь», «навернёшься», «упадёшь», «разобьёшься», лучше всего следовать за ним, помогать ему в освоении окружающего пространства, быть рядом, подстраховывать, объяснять, обучать, показывать, как правильно двигаться, как лучше держаться.

При этом хорошо повторять: «Какая ты меня ловкая», «Какие у тебя сильные ручки», «Как у тебя хорошо получается», «Держись здесь», «Ставь ножку сюда» и т.д.

Таким образом, Вы учите ребёнка быть ловким, цепким, уверенным в своих силах, Вы обучаете его на будущее, чтобы он мог правильно рассчитывать свои силы. Под Вашим чутким контролем Вы можете даже помочь ребёнку испытать неустойчивость того или иного предмета, чтобы он почувствовал возможные последствия своих действий. Например, когда ребёнок забрался на стул и Вы видите, что он может потерять равновесие, вместо того, чтобы одёргивать и кричать на него, Вы можете подойти и, страхуя, показать, как стул может упасть. В последний момент Вы можете подхватить этот стул, объясняя ребёнку, как правильно поступить в следующий раз. Это будет более эффективно, чем кричать на ребёнка.

Обучайте ребёнка, терпеливо показывайте ему снова и снова, как нужно выполнять то или иное действие, помогайте ему понять свойства предметов, их устойчивость, как правильно слезать, залезать, как ставить ножки, как лучше выполнять то или иное действие, вместо того, чтобы запрещать всё подряд и тем более, кричать.

Когда родители говорят, что «боятся до смерти за ребенка», – это говорит о наличии какой-то личной внутренней проблемы у родителя. Возможно, была сложная беременность или осложнения при родах, или ребёнок сильно болел в детстве и была какая-то угроза жизни. А может быть, у мамы (реже — папы) повышенная тревожность. В любом случае, с этим нужно обязательно разобраться и понять, в чём тут дело. Потому что из-за повышенного страха за жизнь ребёнка мама (реже — папа) может постоянно во всём ограничивать ребёнка, передавая ему тревожное отношение к жизни и негативные программы:
«вокруг всё опасно», «жизнь опасна», «никуда двигаться нельзя», «будет больно», » могу сломать себе шею», «на свои силы рассчитывать нельзя», «со мной что-нибудь может случится» и т.д.

Невозможно «подстелить соломку» в каждом случае, всё безупречно предусмотреть. Иногда ребёнку важно споткнуться, удариться, упасть, выучить свой урок. И очень важно, чтобы у Вас при этом была адекватная реакция, чтобы Вы не кричали «Я же говорила тебе!!! Вот видишь!!! Сам виноват!!! Будешь знать!!! В следующий раз не полезешь куда не нужно!!!».

Нет.

Сначала ребёнка нужно приласкать, успокоить, а потом объяснить, из-за чего это случилось и как в следующий раз нужно действовать, чтобы избежать повторения ситуации. Есть такое правило при падании ребёнка: «Погладить. Подождать. Подумать»— сначала приласкать ребёнка, подождать, пока он успокоится и только потом вместе с ним поговорить о том, почему так произошло и что нужно делать в следующий раз»

Если вы с раннего возраста учите ребенка ловкости, цепкости, даёте ему почувствовать возможности и ограничения своего собственного тела, помогаете ему активно осваивать окружающий мир, находитесь с ним рядом и мягко страхуете его — в будущем он будет менее предрасположен к травмам, потому что многому научился и может правильно соотносить свои силы и оценивать свои возможности. И, наоборот, ребёнок, у которого не было возможности тренироваться, которого часто одёргивали и ограничивали в активных действиях дома и на улице, действительно, не может правильно распределять свои усилия и оценивать свои возможности, поэтому может с большей вероятностью получить травму в будущем.

Екатерина Кес (Буслова), детский и семейный психолог ipsyholog.ru

Источник

Метки текущей записи:
,

Оставьте комментарий!

* Ваше   cообщение
* Обязательные для заполнения поля