Наказание глазами взрослых и детей

17.01.2015 Автор: Рубрика: Кнутом или...

a439f91a7312Поводом к написанию этой статьи стало высказывание одного родителя, посчитавшего мой взгляд на наказание однобоким: мол, ничего подобного, наказывать детей нужно, тогда они вырастут достойными, целеустремленными, духовными… Нет, я не считаю нужным оправдывать свои взгляды. Я хочу лишь развернуть призму, чтобы многие родители, по-прежнему активно использующие наказание в своей системе воспитания, увидели кое-что еще, чего, вероятно, никогда не замечали раньше…

Буквально вчера вечером я (впервые за 10 лет) спросила свою дочь: «Если бы я наказывала тебя за провинности, что бы ты чувствовала?» Она ответила сразу: «Мне стало бы очень плохо. Я бы почувствовала, что ты меня не любишь и что я совсем никому не нужна». Думаете, этот ответ уникален в своем роде? Уверяю вас, подобным образом ответит и ваш ребенок, если вы зададите ему этот неожиданный вопрос, и еще сотни тысяч детей на планете. А ведь устами младенца глаголет истина…

Почему мы, родители XXI века, продолжаем наказывать своих детей? Причин несколько, но главная, пожалуй, состоит в том, что мы хотим детей научить. И мы почему-то выбираем такой вот странный способ – наказание, которое всегда сопряжено с унижением человеческого достоинства, подрывом веры ребенка в себя, родителя и справедливость, дефицитом любви. Учим ли мы детей чему-то, когда наказываем их? Безусловно. Учим очень многим вещам, но прежде всего тому, что: — прав тот, кто сильнее; — нужно бояться сильных; — допускать ошибки опасно; — за каждый твой промах тебе должно воздаться сполна; — прячься, а то тебе попадет, и т.д.

Главное заблуждение родителей

Очень многие родители до сих пор свято верят в то, что наказание исправляет ребенка. У таких родителей мне всегда хочется спросить только одно: «Почему, если наказание действительно исправляет человека, в тюрьмах столько рецидивистов?» Кому наказание приносит пользу на самом деле? Не ребенку! Наказание если и приносит какую-то пользу, то исключительно тому, кто наказывает, а не тому, кого наказывают.

Наказание нужно родителю – не ребенку! Наказывая свое чадо, родитель утверждает свою власть над ним, питает чувство собственной значимости и испытывает ощущение (ложное, надо сказать!) контроля над ситуацией. Ребенок в этот момент всегда чувствует себя ненужным, нелюбимым, опустошенным. Усваивает ли он в это самое время преподаваемый родителем урок? Крайне редко! Дети так устроены: они не могут в один и тот же момент печалиться и эффективно обучаться. Хорошо обучается тот, которому хорошо.

Есть лишь одно наказание, эффективность которого я безоговорочно признаю. Наказание самой жизнью. Поймите меня правильно: я стою на тех позициях, что Жизнь мудра и дружелюбна. Я сама очень доверяю Жизни. (И с тех пор как я стала это делать, моя жизнь сильно улучшилась.) И вместе с тем, Жизнь имеет право наказывать и периодически пользуется этим правом. Что я имею в виду?

Вам незачем наказывать ребенка за невыученный урок по математике. Жизнь сделает это за вас, когда ребенок на второй день схватит в школе двойку. Вам незачем наказывать ребенка за пропущенные спортивные тренировки. Жизнь сделает это за вас, когда ребенок не выйдет в лидеры соревнований. Вам незачем наказывать подростка за наплевательское отношение к своему сну. Жизнь сделает это за вас, когда на утро воскресенья сын или дочь проспит встречу с друзьями в осеннем парке и т.д.

Думаю, идея понятна. Нам незачем наказывать. Но предостеречь ребенка мы обязаны. Мы и только мы можем предостеречь наших детей от совершения необдуманных поступков. Но ведь предостерегать тоже можно по-разному! Можно выбрать роль надзирателя, указания которого не подлежат обсуждению и которого за это откровенно ненавидят. А можно взять на себя функцию наставника, старшего мудрого товарища, слова которого ловят на лету и которого обычно любят всей душой. Только вы определяете свою роль.

Что выбрать вместо наказания?

Я выбираю концепцию исправления ошибки и наставничество. Дело в том, что за годы сложных отношений с ребенком я была в разных ипостасях – и надзирателя, и стороннего наблюдателя, и верной подруги, и доброй тети… И только роль наставника пришлась по душе одновременно и мне, и ребенку. Но самое главное: наставничество – самый эффективный способ воспитания, который мне известен на сегодня.

А как же Паганини? Вы можете в защиту наказаний сказать, что гениального композитора Никколо Паганини нещадно муштровал (и даже частенько наказывал) отец, заставляя сына упражняться в музыке дни напролет – и вот он результат: у мира есть Паганини! Здесь можно ответить лишь одно: Паганини стал гениальным музыкантом не благодаря муштре и наказаниям, но вопреки им. Возможно, и ваш ребенок, воспитываясь в условиях регулярных наказаний, вопреки им вырастет счастливым, цельным, самодостаточным и зрелым человеком. А если нет? Тот ли это результат воспитания, которого вы хотите на самом деле?

Автор Екатерина Алексеева

Источник

Метки текущей записи:

Оставьте комментарий!

* Ваше   cообщение
* Обязательные для заполнения поля