На ошибках учатся. В чем подвох?

21.06.2016 Автор: Рубрика: Стоит задуматься

emtРодительская ответственность…

Что вы чувствуете и о чем задумываетесь, когда слышите эти слова?

Мало кто из родителей ощущает ответственность как свободу, скорее как груз. Кто-то рад был бы сбросить и делает это при первой возможности, кто-то тащит на себе, как свой личный тяжелый крест.

Наше настороженно-негативное отношение к ответственности чувствуют и наши дети. Взваливать не себя не спешат, он наших попыток «навесить» убегают.

На самом деле ответственность идет рука об руку с правом свободно выбирать. Никак нельзя назвать свободным человека, который совершая какой-то выбор, оказывается не способен справиться с его последствиями. Он сразу же попадает в зависимость от тех, кто способен:

  • Захотят помогать или нет?
  • Что потребуют за свою помощь?
  • Насколько хорошо все сделают?

Начни с себя – такой банальный совет. И тем не менее работающий.

Научиться брать на себя ответственность. Всю свою. Не присваивая чужую. Это важно. И не просто. Но этому можно научиться.

Я часто слышу: «Нас никто не учил быть родителями». И это правда! Именно поэтому мы совершаем ошибки в процессе своего становления. Этими ошибками мы растем.

Не так важно количество ошибок. И даже не то, какие они. Важно то, какие выводы мы из них делаем, куда движемся дальше. Как исправляем и как потом обходим однажды попавшиеся на нашем жизненном пути грабли.

Нельзя изменить прошлое. Но можно влиять на будущее.

Чтобы действовать правильно или исправить ошибку, нужно знать, как правильно. Кто-то постигает эту науку через исключительно через опыт и эксперименты. Кто-то предпочитает сперва ознакомиться с теорией. Книги, статьи, лекции, тренинги – нам в помощь.

Конечно собственные шаги делать придется. Спотыкаться, падать, набивать шишки, накапливать опыт, приобретать мудрость… Теория и практика идут рука об руку. И то и другое необходимо для нашего роста и движения вперед.

Когда дети видят нас в поиске, когда они видят, как мы совершаем ошибки, признаем их и пытаемся исправить, они учатся ответственности. Чтобы воспитать детей хозяевами собственной жизни, стоит начать с самих себя.

И тут муж спросил меня: «Так как же правильно: совершать ошибки и учиться на них или все-таки стараться свести количество ошибок к минимуму? Как это отразится на нашем опыте?»

Я задумалась.

С моих слов выходило, что можно ошибаться сколько угодно, вообще не обязательно стараться, главное все потом исправить. Даже более того, чем больше наошибался, тем больше опыта приобрел. Ошибки – благо.

Описанная модель мне не понравилась. Я против того, чтобы делать абы как, если можешь как следует.

Так как же минимизировать количество совершаемых ошибок, одновременно позволяя себе их совершать, не терзаясь чувством вины?

Я крутила эту мысль в голове несколько дней. А ответ оказался до обидного прост.

Не нужно думать об ошибках и их количестве. Нужно думать о цели: куда я иду и зачем оно мне нужно. И если цель по-настоящему важна для нас, мы интуитивно выбираем наилучший путь к ней из тех, что видим перед собой.

И тогда ошибки, совершаемые нами по дороге к цели, обретают новый смысл.

Показывают нам,

  • что мы идем не туда;
  • не той дорогой;
  • не в том темпе;
  • не с теми людьми;
  • выбрали не тот вид транспорта
  • и так далее.

Анализируя ошибки и их последствия, мы получаем возможность влиять на ситуацию и растем. Пройдет немного времени и наши любимые грабли будут скучать и пылиться на дороге, мы научимся их обходить. Но это не означает, что мы перестанем совершать ошибки. Ведь вы же не собираетесь топтать исключительно знакомые дорожки? ))

Ольга Шацкая.

Источник

Метки текущей записи:

Оставьте комментарий!

* Ваше   cообщение
* Обязательные для заполнения поля