Мир дается в ощущениях

29.10.2012 Автор: Рубрика: Младенец

imagesНаверное, каждой маме хотелось бы знать, каким видит мир ее малыш, что он чувствует в первые дни и недели жизни.
К сожалению, сам рассказать об этом он не может. Поэтому ученые продолжают изучать реакции новорожденных, проводят всевозможные эксперименты и делают любопытные выводы.
Предположение ученых, что новорожденный видит мир вверх ногами, оказалось неправильным, но острота зрения у крохи гораздо ниже, чем у взрослого человека. Впрочем, чтобы выжить, младенцу необходимо видеть лицо мамы и ее грудь, в крайнем случае, бутылочку с соской. Главное, чтобы эти важные вещи были как можно ближе.

Свой взгляд на жизнь
С остротой зрения тесно связано восприятие цвета, так как за обе эти функции отвечают одни и те же клетки глазного дна – колбочки. Центр сетчатки, в котором сосредоточены колбочки, отвечающие за восприятие красного цвета, у новорожденного находятся в недоразвитом состоянии. Недостаточно развито и поле зрения: если папа стоит позади мамы или где-то сбоку от новорожденного, ребенок его не воспринимает.
В первые дни жизни зрение ребенка оценивается по реакции зрачка на свет. На второй неделе появляется кратковременная фиксация взгляда даже на движущемся предмете (при условии, что он движется медленно и перед лицом новорожденного). С середины первого месяца ребенок в состоянии фиксировать взгляд на том, что находится на расстоянии 20 см и более. Его взгляд может привлечь яркая и большая игрушка, находящаяся в поле зрения, или любой источник света.
В последнее время появляется все больше сенсационных открытий, касающихся зрения ребенка в первые часы и недели жизни. Американский ученый Фредерик Малемстром даже предположил, что типичное для людей изображение инопланетянина – не что иное, как «визуальный шаблон» образа матери, воспринятый ребенком сразу после рождения («странный вид» обусловлен особенностями зрения и состояния – между сном и бодрствованием). По-видимому, «шаблон», хранящийся глубоко в подсознании, воспроизводится всеми людьми одинаково в ситуациях, связанных с пришельцами (в состояниях между сном и бодрствованием).
Большинство психологов уверены, что примерно через 15 часов после рождения ребенок может узнать лицо матери, которая постоянно находится рядом.
Результаты исследований английского детского психолога Алана Слейтера и его коллег показали, что новорожденные появляются на свет с ощущением красоты и, наряду с врожденной способностью распознавать человеческие лица, могут по-взрослому оценивать их привлекательность.
Еще одна сенсация в этой области: итальянские ученые установили, что дети первых дней жизни способны фиксировать взгляд на лицах людей, разговаривающих с ними. Младенцы могут общаться взглядами буквально сразу же после рождения и способны принимать «посылаемые им сигналы». Вывод: человек рождается с «социальным мозгом»! И, скорее всего, естественное вскармливание, когда мама с ребенком подолгу пристально изучают друг друга, – один из приемов ускоренного развития этого «социального мозга».

Особенности слуха
Слух новорожденного также имеет свои особенности. Он легко узнает мамин голос, который слышал еще до рождения, да и папин обычно тоже. Проводился такой эксперимент: новорожденным включали записи голосов матерей, читавших им детские стихи в первый раз, и стихи, которые мама читала вслух еще во время беременности. Оказалось, что ребенок «узнавал» стихи, которые слышал во время своего пребывания в утробе.
Едва появившись на свет, новорожденный различает звуки по тону и тембру. Причем лучше он реагирует на высокие звуки, о чем интуитивно догадываются родители, разговаривая с младенцами совершенно не свойственными взрослым людям высокими писклявыми голосами.
Новорожденные прислушиваются также к тиканью часов, ровный ритм которых напоминает им биение сердца матери. Находясь в материнском организме, ребенок все время слышал какие-то шумы – от биения сердца мамы до перистальтики ее кишечника. Поэтому в первые дни после рождения ему не нужна звуковая изоляция, и хождение на цыпочках по дому совершенно ни к чему. Не бойтесь разбудить малыша посторонними шумами!
Новорожденные различают и музыкальные звуки. Ученые из института педиатрии РАМН доказали, что наиболее благоприятно на совсем маленьких детей воздействует классическая музыка. Ее звучание изменяет даже ферментативную активность клеток. Причем вялососущим младенцам лучше включать мелодии в темпе «аллегро» из произведений Моцарта, Гайдна, Чайковского, Вивальди, Шуберта, а легковозбудимым – в темпе «адажио» из произведений тех же композиторов. В последние годы в Словении в роддомах используют классическую музыку для уменьшения негативных последствий стресса у новорожденных.
В то же время младенцам совсем не полезна рок-музыка. Ребенок может испугаться ее грохота, как и других резких звуков, например, шума гудящего пылесоса или громкого звонка телефона.

Боязнь боли
Современные исследования канадских ученых показали, что едва появившиеся на свет малыши не только чувствительны к боли, но и способны испытывать страх, предчувствуя ее. Ученые сравнивали реакции новорожденных при виде иглы шприца в двух группах детей. В первой группе новорожден- ных, матери которых страдали диабетом, у детей брали анали- зы крови на содержание сахара в первые часы после рождения. На второй день жизни младенцы при виде иглы начинали гримасничать, плакать и даже пытались «сопротивляться» действиям взрослых. В другой группе детей, у которых на второй день кровь брали впервые, ничего подобно-го не отмечалось.

Жажда общения
Буквально с первых минут после появления на свет ребенок стремится к контакту с окружающи ми его людьми и, прежде всего, с мамой. Здесь важная роль отводится тактильному контакту. Как только руки матери прикасаются к новорожденному (когда он бодрствует), он замирает. Это реакция, свидетельствующая о хорошем самочувствии.
О неблагополучии новорожденный сообщает плачем или даже криком. В этих случаях помогает тактильный контакт: мать берет ребенка на руки, прижимает к себе. Малыш чувствует себя в без- опасности. Рядом та, с кем не страшно, с кем тепло и приятно, с кем не чувствуешь одиночества. Чувство безопасности на руках у взрослого – одно из первых в копилке жизненного опыта. Новорожденному хочется ощутить его вновь. Временами он словно требует, чтобы его взяли на руки, манипулируя вами при помощи плача. Конечно, любящие родители идут у него на поводу, несмотря на укоры знакомых и родственников, что так можно избаловать малыша. Не волнуйтесь, вы вряд ли его избалуете. В столь юном возрасте сделать это просто невозможно. А стремление попасть на руки взрослого (чаще, конечно, мамы) является первым навыком социального контакта ребенка с людьми и одним из показателей его нормального развития.
Английские ученые, изучая особенности поведения родителей из разных стран и их детей, пришли к выводу, что папы и мамы, практически не дающие плакать новорожденным, в дальнейшем имеют гораздо меньше проблем с детьми по сравнению с теми родителями, которые не обращают внимания на плачущих младенцев. Дети, которых на первом году жизни чаще берут на руки, вырастают более уравновешенными и реже ощущают эмоциональный дискомфорт по сравнению с младенцами, которых «не баловали».
По данным американских ученых, у детей, которые после рождения по каким-то причинам были лишены ласки и внимания родителей, отмечается дефицит таких жизненно важных гормонов привязанности, как вазопрессин (он помогает узнавать знакомых и устанавливать социальные контакты) и окситоцин (снижает уровень стресса и способствует появлению чувства защищенности). Есть предположение, что отсутствие ласки и внимания – из-за неполноценного социального опыта в младенческом возрасте – отражается на развитии мозга.

АЛЛА БАРКАН, д-р мед. наук
Источник: http://krokha.ru/index.php?action=jarticle&id=457

Метки текущей записи:
,

Оставьте комментарий!

* Ваше   cообщение
* Обязательные для заполнения поля