Кризис среднего дошкольного возраста

25.10.2016 Автор: Рубрика: Дошкольник

im_20160112185605_328097

Сегодня вашему малышу исполнилось три года. Пока не ощутимы какие-то изменения. Вы еще не понимаете, чем это вам грозит. Но пройдет немного времени, и вы заметите, что с малышом происходит что-то непонятное. Он становится то слишком подвижным, то задумчивым и апатичным. Боится темноты и ни за что не хочет оставаться один. Он задает слишком много вопросов и стремится все сделать сам, хотя у него еще мало что получается. В связи с этим он нервничает, капризничает, испытывает ваше терпение. Что с ним происходит? Почему он так поступает? Как с этим справиться?

В чем особенность возраста от 3 до 5

Давайте попробуем разобраться в особенностях среднего дошкольного возраста, который наступает у детей с 3 до 5 лет. Его действительно можно назвать кризисным. Потому, что наступает кризис прошлых и новых представлений ребенка о жизни, столкновение своих и чужих интересов, борьба чувств и эмоций.

Многие психологи считают этот возраст одним из самых ответственных периодов в жизни человека, потому что именно в это время формируются основные знания о мире, поведенческие модели, моральные нормы. Конечно, впоследствии, человек будет обогащать и изменять многие из них. Но эти первые представления о мире останутся с ним навсегда.

К сожалению, именно в этом возрасте закладываются многие взрослые проблемы. Чувствуя себя уязвимым, ребенок как никогда восприимчив к оценочным словам и формулировкам в свой адрес от взрослых людей, особенно родителей. И эти формулировки, ярлыки, определения записываются в его подсознании в виде родительских программ, которые ему придется отрабатывать. Будьте особенно осторожны в этот период, любое ваше слово может стать судьбой для маленького пока человека. Последствия неправильного поведения родителей многим людям приходится расхлебывать потом всю оставшуюся жизнь.

Происходит это потому, что папы и мамы просто не знают, какая колоссальная ответственность ложится на них в это время. Они все еще никак не могут прийти в себя от первых, самых тяжелых годиков жизни. И теперь думают: «Наконец-то мой малыш сам умеет есть, ходить на горшок, его не нужно кормить грудью, вставать к нему по ночам, он даже умыться и одеться теперь может сам».

Не спешите радоваться. Для вас наступают сложности иного рода. Теперь вам нужно будет уделять своему ребенку намного больше внимания, выражающегося не в физическом контакте (помыть, покормить, поносить), а в душевном и эмоциональном участии в его жизни (объяснить, рассказать, научить).

Возраст ребенка от 3 до 5 лет считается временем эмоционального постижения мира.

Впервые маленький человек может заплакать не потому, что ему больно, холодно или он хочет есть, а потому, что он пожалел птичку, посочувствовал герою сказки или мультфильма. Испугался от того, что увидел по телевизору или дома, наблюдая за взаимоотношениями взрослых.

В это время он учится распознавать свои эмоции: любовь, гнев, страх, печаль, радость и др. Он очень чутко реагирует на ваше эмоциональное состояние, как и раньше. Но теперь ему хочется понять, почему вы сердитесь, почему грустите, плачете, смеетесь. Он пытается примерить это на себя. И копирует родителя своего пола. И, напротив, пытается наладить эмоциональную связь (первый опыт любви) с родителем противоположного.

Это возраст определения гендерных моделей и половой идентификации.

В этом возрасте, как правило, девочки страстно любят своих отцов. А мальчики – матерей. От того, какие отношения между родителями в это время и как ведет себя «возлюбленный» предок во многом зависит будущая любовно-эмоциональная личная жизнь человека в его взрослой жизни. В это время девочки любят примерять мамину одежду и пробовать пользоваться маминой косметикой. А мальчики интересуются тем, чем интересуется их отец и ведут себя, ответственно, так же. Они копируют модели, определяя свою гендерную принадлежность, наблюдая и копируя особенности поведения мужчин и женщин. И если в это время маме вдруг приходит в голову наряжать мальчика в платьица и давать девочке в руки игрушечный автомат, то она сама того не ведая, формирует в сознании ребенка иные гендерные модели. Иногда осознание половой идентичности формируется на уровне яркой эмоции. Ребенок может отвергнуть свой пол, потому что поведение представителя этого пола вызвало его резкую негативную эмоцию.

Осознание своего места в мире.

Впервые маленький исследователь начинает понимать, что в мире кроме него есть другие люди, дети, животные, растения, предметы. Он пытается найти связь между ними, классифицировать их, отыскать среди них подобия и различия. И, конечно, определить свое собственное место. До этого момента он чувствовал себя центром внимания, пупом Земли. И вдруг открывает для себя, что у других тоже есть желания, потребности, чувства. Иногда это вызывает его протест, и он пробует восстановить ускользающий статус-кво. С помощью старых методов – слез, капризов. Нам кажется, что он показывает характер. На самом деле он растерян и не знает, что делать с этим миров, который полон таких же как он эгоцентриков. Он ждет от взрослого помощи и разъяснений. И одними окриками, угрозами и запрещениями тут не обойдешься.

Это время формирования моральных норм.

Именно в это время ребенку необходимы живые примеры эмоциональной отзывчивости. Он впитывает сказочные сюжеты, чувствует расстановку сил и впервые начинает понимать, что такое добро и зло, ласка и грубость, жадность и щедрость. Яркий положительный пример из любимой сказки или из жизни способен сформировать у ребенка необходимые моральные нормы, которыми он станет руководствоваться всю последующую жизнь.

Именно в этом возрасте в малыше формируется хороший человек. Доброта, терпение, терпимость, способность к сопереживанию или наоборот, эгоизм, неумение сдерживать эмоции, нетерпение. Во многом формируют эти качества именно родители, которые порой поступают интуитивно и так, как их научили действовать в собственной семье. Они либо потакают капризам и требованиям, либо устанавливают строгие рамки, в которых ребенок чувствует себя как в неволе. Либо отпускают на самотек, либо подавляют. В обоих случаях о гармоничном воспитании говорить не приходится.

Это время активной подготовки к школе.

Не стоит забывать и того, что с 3 до 5 лет ребенок идет в детский сад, но даже если и не идет, то активно учится читать, считать и познает мир. Не стоит слишком нагружать и так постоянно перегруженные его мозги, чтобы не вызвать отвращения к учебе до того, как он начнет учиться. Не воруйте у него детство. Многие родители видят в своих детях будущих гениев, им не дает покоя всемирная слава, которой они сами не достигли. И они буквально обрушивают на маленького человека тысячу разных кружков, образовательных программ, развивающих методик, курсов и т.д. Успокойтесь! Главное, что требуется от вас, как родителя, сохранить с ним эмоциональную связь, помочь ему адаптироваться в мире, научить общаться со сверстниками и другими людьми. И объяснять, показывать пример, проводить с ним время, отвечать на вопросы, разговаривать, разговаривать, разговаривать…

Кризис среднего дошкольного возраста возникает тогда, когда родителям нет дела до массы вопросов и проблем, возникающих у их малыша в это время. Стоит помнить, что проблемы эти не связаны с его плохим характером. А с тем, что характер этот только формируется и от родителей зависит, каким он будет. Если вы поможете малышу понять свое место в мире, будете рядом с ним в этот тяжелый для него период, не станете отмахиваться от его вопросов, то процесс познания жизни будет приносить ему и вам радость познания, сделает открытыми и счастливыми людьми.

Источник

Метки текущей записи:
,

Оставьте комментарий!

* Ваше   cообщение
* Обязательные для заполнения поля