Как вырастить ребенка счастливым и не сойти с ума

15.01.2018 Автор: Рубрика: Самооценка ребенка

Попробуйте выносить ребенка, родить, качественно и быстро реагировать на все его крики в первый год жизни, пережить трехлетний кризис, вырастить его физически здоровым, пережить подростковый возраст, отпустить без лишних эмоций и тревог и не доставать всю оставшуюся жизнь А еще принимать, терпеть, не втягивать в своих ожидания и проекции, понимать, не реагировать на провокации, стойко переносить истерики, любить и сочувствовать и при всем этом не сойти с ума, не погрузиться в депрессию, сохранить свою собственную жизнь, не выгореть эмоционально, развиваться и стремиться к чему-то новому.

В наше детоцентрированное время быть мамой нелегко. Советов и советчиков море, выбрать свой путь непросто.

Когда меня спрашивают как не ошибиться, как воспитывать ребенка правильно и держать этот тонкий баланс, я всегда советую обращать внимание на потребности. На потребности ребенка и свои. Умение видеть их, расставлять приоритеты, вписывать потребности ребенка в свои потребности и качественно реализовывать потребности всех членов семьи – это незаменимый материнский навык, позволяющий растить счастливого ребенка и самой жить полной жизнью.

Потребности ребенка

Давайте разберемся, какие потребности есть у детей и как их качественно закрывать.
Вообще все человеческие потребности можно свести к трем большим группам:

  • Потребность в безопасности.
  • Потребность в любви, принятии, уважении, и ценности для группы.
  • Потребность в исследовании, развитии, познании.

Давайте подробно разберем каждую группу.

1. Потребность в безопасности

Группа базовых потребностей любого человека.

Сюда можно включить:

  • физическую безопасность
  • потребность в сне
  • потребность в еде
  • безопасность личных границ
  • безопасность границ жилища
  • отсутствие угроз для жизни и психики
  • безопасное окружение

Младенцу необходима уверенная мама, которая точно знает, что с ним происходит и помогает ему. Такая мама уверена в себе, в своих знаниях, умениях и передает ребенку ощущение, что все находится под контролем, ничего страшного не произойдет, ребенок под надежной защитой, можно расслабиться.

Новорожденному ребенку необходимо быть при маме круглосуточно. Хотя бы первые 40 дней его берет только мама, никаких чужих рук и чужих людей. 40 дней — это адаптационный период, очень сложный для малыша, требующий большой работы. Безопасность крайне важна для него в этот период. Хорошо бы первые 40 дней обойтись без прогулок, по крайней мере значительно сократить время нахождения вне дома. А также избегать гостей.

Ребенок должен получать грудь по первому требованию и сосать без ограничений.

Ребенку должно быть максимально комфортно физически. Комфорт в теле дают совместный сон, высаживание, мягкое адаптационное купание, правильный холдинг (ношение на руках), мягкий мамин массаж.

Ребенок не готов переносить физическое насилие в виде беби-йоги, динамической гимнастики, проныривания, купания в большой ванной, частых и грубых вмешательств от врачей. Подобные вещи сильно повышают тревогу у малыша.

И еще одна важная потребность ребенка – отсутствие стресса у мамы. Маленький ребенок отлично считывает эмоциональное состояние мамы и в ответ на ее повышенную тревожность начинает бепокоиться сам. У тревожных мам дети плачут гораздо чаще.

2. Потребность в любви, уважении, внимании

Ребенку очень важно ощущать себя нужным, ценным, любимым, востребованным. У новорожденного ребенка эта потребность очень высока, для него это основа выживания. Наши младенцы не способны заботиться о себе, и если родители отказываются от ребенка, он погибает.

Ребенку необходимо транслировать всеми доступными способами, что он желанный, его ждали и он нужен в семье, от него никогда не откажутся, не променяют на другого. Важно показывать, что никакое даже самой ужасное поведение не будет поводом от ребенка избавиться. Поэтому никогда никаких «сдам тебя в детдом» или «сейчас тебя полицейский заберет» или «все, мы уходим без тебя».

Также важны для ребенка эмоциональная доступность мамы, не «замороженность», эмоциональное присутствие и телесный контакт. Валяйтесь, обнимайтесь, смотрите мультики вместе, мастерите что-то, просто посидите в обнимку. Для малышей – это как воздух, необходимо и слишком много не бывает.

3. Потребность в исследовании, развитии, познании

Для ребенка до 9ти месяцев потребность в развитии выражается в освоении своего тела, развитие мозга и нервной системы.

Это развитие происходит через покой и мягкий уход. Маме, чтобы помочь ребенку освоить тело, важно давать максимум тактильности: гладить все тело, брать за ручки и ножки, очерчивать границы тела. Не нужны никакие специальные развивающие техники, медицинский массаж без показаний и помощь извне. Отлично подойдет мягкий материнский массаж. И очень важен правильный холдинг ребенка, хорошо освоенные и безопасные позы для ношения ребенка.

Дети постарше начинают активно исследовать мир. Потребность в развитии, исследовании очень сильна у детей. Главная задача родителей – не убить этот познавательный интерес запретами и своими страхами.

Ребенку важно чувствовать – мир безопасен для меня. Именно из таких детей с базовым доверием миру вырастают независимые, уверенные в себе, любопытные, доброжелательные взрослые. Задача родителей показывать, что мелкие неудачи и поражение — это разные вещи. А боль — это просто сигнал тела, а не знак, что мир опасен и изучать его не стоит.

Родителям важно научиться доверять своему ребенку, передавать ему ответственность за его безопасность и приходить на помощь только когда ребенок сам просит об этом.

Излишняя родительская опека снимает с ребенка ответственность и ведет к травмам, несмотря на старания взрослых защитить ребенка.
Задача мамы научиться видеть какая потребность ребенка стоит за каждым его действием. Это навык, который мгновенно превращает вас в компетентную мать.

Важно помнить, что любой человек, включая детей, крайне редко что-то делает именно назло, желая навредить, чаще всего он просто пытается реализовать одну из потребностей, иногда криво и в ущерб другим, но нас и не учили действовать прямо.

Например, ребенок рассыпал муку по всей кухне. Вы берете паузу и начинаете думать: ясно, что это была потребность в развитии, познании мира, у ребенка в голове пока нет ясного и простого пути как можно реализовать эту потребность экологично. В этот момент подключается мама и говорит «дорогой, я понимаю, что тебе было интересно посмотреть что будет, если… но ты больше так не делай, вместо этого делай вот так…»

Действуя так вы показываете, что потребность ребенка услышана, учтена и задаете адекватный формат для ее реализации. Если так делать часто, ребенок научится приходить и заранее спрашивать как лучше ему поступить в сложной ситуации.

Счастливый человек тот, кто умеет видеть свои потребности и находить адекватные пути их реализации. Обучая этому детей вы даете им важнейший опыт и мощную базу для комфортной жизни в будущем.

Автор: Елена Овечкина, детский психолог.

Источник

Метки текущей записи:
,

Комментариев нет.