Как развить уверенность в себе

11.09.2013 Автор: Рубрика: Самооценка ребенка

159fc61fd0fc009a5ca070136f874aef_LПредполагаю, что многие родители часто с досадой думают: «И что он у меня такой … нерешительный, зажатый, замкнутый, на людях слова не выбьешь… Как хочется иметь яркого энергичного показательного ребенка!» Действительно, почему одни дети легко вступают в контакт, эмоционально могут поговорить о любых вещах, другие смотрят исподлобья (или вообще не смотрят), плечи опущены, говорят тихим голосом, между словами длительные паузы?.. При более близком знакомстве оказывается, что и IQ у последних детей высокий, и речь образная, но не могут эти дети продемонстрировать свои достоинства. Конечно, в этом случае нужно говорить о САМООЦЕНКЕ ребенка, его САМООЩУЩЕНИИ в окружающем мире.

Самооценка ребенка является тем основным стержнем в формировании его Личности, на который нанизывается все остальное: развитие, воспитание, обучение. Мне кажется порой, что современный процесс воспитания и образования детей имеет большую частицу «НЕ»: НЕ сделал, НЕ справился, НЕ выучил, НЕ постарался – это снижает самооценку ребенка. А ведь можно сказать наоборот: сделал, но… справился, но…, выучил, но… старался, но – а вот это поднимает самооценку ребенка.

Ко мне обращаются родители с детьми-дошкольниками. И что приходится наблюдать? В пять-шесть лет самооценка ребенка устойчиво низкая. При том, ребенок внешне очень приятный, умненький, многое знает и умеет… В чем причина? Так как ребенок — «продукт» прежде всего семейный, то и обращаться нужно прежде всего к семье. Я не хочу повторять сейчас избитые фразы: любите, поддерживайте, помогайте, хвалите, «поглаживайте» своего ребенка, чтобы повысить его самооценку… Но если Вам 33 раза в день говорить, что у Вас три уха – уверяю, в скором времени Вы сами в это поверите.

В этом случае не столько слова, сколько действия могут повлиять на самооценку ребенка. Создание ситуации успеха, вот что необходимо ребенку. Стройте так процесс воспитания и образования вашего малыша, чтобы у него МНОГОЕ ПОЛУЧАЛОСЬ, а то, что не получилось, «мы постараемся, и у нас все получится». Однажды мой воспитанник спросил меня: «А как Вы так делаете?» — «Что именно?» — «У меня ВСЕ получается». Опыт научил меня, что только при создании ситуации успеха ребенок становится уверенным в своих силах, решительным, и у него действительно многое получается – тем самым повышается самооценка ребенка.

Причем успешность ребенка должна носить социально значимый характер. В течение двух лет мы с ребятами готовим выпуски радиостанции «Здравствуй, мир!», которая работает для наших родителей. Причем все серьезно: редактор, ведущие, участники, запись на диктофон, монтаж программ. Каждый ребенок бывает и ведущим программы, и участником. Я наблюдаю, как от эфира к эфиру расправляются плечи детей, становятся звонче их голоса, повышается самооценка ребенка… А на рисунках появляются не маленькие человечки, а большие портреты. Многие мои воспитанники посещают различные танцевальные, вокальные, гимнастические студии и т.д. И если вначале именно психологические установки помогают ребенку быть боле уверенным, уравновешенным, успешным, то потом публичный успех влияет на психические особенности ребенка. Бумеранг.

Возможна, конечно, другая крайность воспитания: НАРЦИССИЗМ (кстати, вчера буквально по телевиденью прозвучало: нарциссизм — норма или патология?) Но об этом поговорим в следующий раз. Здоровых детей вам, остальное в ваших руках.

Детский психолог Светлана Кирсанова

http://popdoc.ru/articles/190

Метки текущей записи:

Оставьте комментарий!

* Ваше   cообщение
* Обязательные для заполнения поля