Как правильно запрещать что-то детям?

23.06.2017 Автор: Рубрика: Кнутом или...

Задумалась, что же я запрещаю своим детям… Старшим дочкам сейчас 4,5, почти 7 и 8,5 лет, сыну – полтора года.

Запрещаю залезать на крышу горки.

Как?

Просто сказала, что туда лазить не разрешаю, потому что это опасно. Можно упасть и что-то себе сломать. Или вообще сразу «на облачко» отправиться.

Запрещаю смотреть мультфильмы про монстров и т.п. Объясняю тут же, что иначе ночью будут плохо спать, будут сниться кошмары.

Младшему, конечно, пока больше запрещаю. Хотя это выглядит скорее не как запрет, а как создание безопасных условий. Если ему нельзя брать ножницы, то их просто не должно быть в его поле зрения. Но девочкам я не запрещаю их оставлять на столе, а просто прошу после того, как они с ними поработали, положить повыше на полку, чтобы братик не достал и не поранился. Они это принимают и спокойно выполняют. То же самое про плетение бус и прочие мелкие игрушки. Потому что им тоже важно, чтобы с братиком все было хорошо. Потому что они любят его. А когда любишь человека, то не в тягость что-то ради него сделать.

Плита у нас, благо, не газовая, а электрическая варочная панель. С защитой от детей. Так что туда он еще не скоро доберется. И выбор такой плиты в дом – это тоже про создание безопасной среды для ребенка. Я не считаю, что ребенок должен дома ходить «по струнке». Он имеет право изучать мир. И одна из моих обязанностей как родителя – создать вокруг него безопасную среду, соответствующую его возрасту.

Я не запрещаю ему открывать шкафы, вытаскивать кастрюли, его пюрешки в жестяных банках или патчах (стеклянные банки убираю повыше), коробки с чаем или пакетик с маслинами, какие-то мои шампуни и прочие баночки с кремами, бумагу для принтера и другие предметы в его зоне досягаемости. Все, что может быть для него опасным, я просто убираю повыше. А остальное – пусть изучает! Мне не трудно это спрятать потом обратно в шкафчик, да и сына могу привлечь к «уборке», вырабатывая полезный навык.

Зато, когда он проголодался, сам уже может подойти к шкафчику и протянуть мне баночку с пюре, которое сейчас хочет съесть!

А пока он вытаскивает из шкафа в ванной комнате ароматные «бомбочки» и увлеченно бросает их в ванну, я успеваю высушить волосы феном или сделать легкий макияж! 🙂

У мамы на даче я запрещаю детям до 4 лет ходить без взрослых на 2 этаж. Потому что лестница крутая. Можно только под присмотром. Т.е. хочешь удовлетворить любопытство – пожалуйста, но попроси взрослого пойти с тобой.

Запрещаю гулять одним во дворе. Точнее не разрешаю. Иногда спрашивают: «А вот Аня гуляет уже… А мне можно?» Нет, тебе нельзя! Потому что ты очень ценна для мамы, и мама отвечает за твою безопасность. Хочешь гулять – пойдем вместе, бегай с подружками сколько хочешь, а я просто рядышком на лавочке посижу. Ни в 7, ни в 8,5 дочек одних пока отпускать не могу.

Одного раза во всех этих случаях сказать достаточно. Озвучить правило и объяснить, почему так.

И все они – про безопасность и сохранение здоровья.

Запрещаю ли я детям брать игрушки друг у друга? Нет, здесь я учу их спрашивать разрешения, договариваться, и всегда подчеркиваю право ребенка не делиться игрушками, если он не хочет. Потому что это его личная вещь.

Запрещаю ли я бить сестер? Если вдруг такое случается, я объясняю, что ни у кого нет права поднимать руку на другого человека. Если тебя обидели словом, можно ответить лишь словом. Иначе следующая стадия – друг друга покалечить и убить. Хочешь ли ты, чтобы не было сестры? Хочешь быть одна? И все-таки, несмотря на ссору, слышу ответ: «Нет!» Я не запрещаю. Я обсуждаю, что чувствует другой человек в этот момент, и что он скорее всего захочет сделать в ответ. И тогда ребенок уже сам принимает решение, устраивает его такой ход событий, или лучше не «горячиться».

Запрещаю ли играть в планшет? Нет. Но всегда спрашиваю: «А во сколько ты планируешь начать делать уроки?» Обычно получаю точный ответ и вижу, как дочка ставит себе будильник на это время. 🙂 Приходится ли потом напоминать про уроки? Иногда приходится. Но все равно я оставляю за ребенком право решить, когда он будет выполнять домашнее задание.

Но я не разрешаю делать уроки после 23.00.

Неважно, выполнено домашнее задание или нет, я просто говорю, что пора спать. Здоровье важнее! Если будет завтра «двойка», то это уже твоя ответственность, ты сама решила, сколько тебе играть на планшете, сколько времени оставить на уроки, не успела – сделай вывод, завтра у тебя будет возможность поступить по-другому.

И надо сказать, у дочки всего 2 «четверки», по русскому и литературе. Остальные – пятерки. Т.е. справляется человек! Ну и отлично. Вот пусть сама и учится время распределять. И если она выбирает в какой-то момент сделать «домашку» уже в школе на перемене, то это ее выбор и ее ответственность. Я лишь отслеживаю динамику учебы, и если вижу «спад», то просто спрашиваю, что случилось, в чем причина, как она планирует этот вопрос решить и нужна ли помощь.

Честно говоря, слово «запрещать» как-то не очень вяжется у меня с воспитанием детей.

Ввести правило, обеспечивающее безопасность ребенка, объяснить его, принять чувства ребенка, если он не согласен, обсудить ситуацию и возможные последствия – вот это ближе!

Ребенок тоже человек, и достоин уважения!

Он имеет право на свою точку зрения, на выражение своих чувств. Как и любой другой человек.

И еще он не обязан быть удобным!

Он имеет право быть собой.

Как и любой другой человек.

В том числе, и мама. 🙂

Дарья Фёдорова, из рассылки. Портал http://4mother.ru/

Метки текущей записи:
,

Оставьте комментарий!

* Ваше   cообщение
* Обязательные для заполнения поля