Из записок гувернантки

17.12.2013 Автор: Рубрика: Дом и дети

Кастрюльки и математика

guvНаташа на все мои и мамины советы неизменно отвечала, перебивая: «Да знаю я, знаю!» И задача, которую можно решить в два действия, решалась в шесть. А справиться с проблемой удалось самым неожиданным образом.

Наташа очень хотела научиться готовить, но этому мешало то же вечное «знаю, знаю». После того как девочка умудрилась намертво приварить пирог к противню (Клавдия Ивановна, мама, отошла на минутку), девочке был заказан вход в кухню. А Наташа ноет: «Девчонки сами пироги пекут, а ты мне яичницу сделать не разрешаешь! Мне скоро двенадцать будет, а я кофе не могу сварить!»

Вот Клавдия Ивановна как-то и говорит:

— Ирина Ильинична, может быть, вы это на себя возьмете? У меня сил уже нет!

Я согласилась, но поставила условие:

— Будьте готовы к тому, что в первый раз продукты и посуда будут испорчены.

— Да пусть, пусть! — Клавдия Ивановна устало махнула рукой. — Не с цыпленка-табака вы ведь начнете.

В ближайшую пятницу мы приступили.

— Будем варить макароны и жарить картошку, — сказала я.

— А вы стоять за моей спиной будете? — иронично поинтересовалась Наташа.

— И не надейся. Я тебе написала, как это делается, и сама к плите не подойду. Будут вопросы — спросишь.

— Как? Вы вообще вмешиваться не будете?

— Ну, если пожар начнешь устраивать, вмешаюсь.

Взялась Наташенька за макароны. В первый раз они были брошены в холодную воду. Получился клейстер. Во второй раз моя подопечная читала инструкцию несколько внимательнее. Вскипятила воду, наломала макарон и бросила их в кастрюлю. Отметила время и пошла смотреть телевизор, оставив макароны кипеть на самом большом огне. Я сидела и смотрела, как кухня наполняется дымом… За стеной раздавался голос кота Леопольда. Проходит двадцать минут, Наташа вбегает в кухню, гасит газ и с претензией ко мне:

— Ирина Ильинична, вы неправильно написали!

Я говорю:

— Перечитай-ка записку и сама найди свою ошибку.

Ошибка была найдена, но девочке сейчас было не до того:

— Ну и влетит же мне за эту кастрюлю!

— Не влетит, — успокоила я ее. — Я маме о сожженной кастрюле заранее сказала.

— А откуда вы знали?

— А то я тебя не знаю.

На третий раз макароны были благополучно сварены, и мы принялись за картошку. Наученная горьким опытом девочка сказала: «Уж если я совсем не то буду делать, вы за руку меня дерните!» И, вымыв картошку, стала ее шинковать, не почистив. Когда повариха взялась за вторую картофелину, я вмешалась:

— Картошку сперва чистят, а потом шинкуют.

— Почему? От перемены мест слагаемых сумма не меняется. Я чистить буду потом.

— По науке так по науке. Эксперимент поставим? Возьмем по четыре картофелины и посмотрим, кто быстрее сделает.

В результате эксперимента выяснилось, что моим способом работать в четыре раза быстрее. Снова недоуменное: «А почему? Ведь от перемены мест слагаемых…» И я начинаю объяснять: при ее способе много времени уходит на то, чтобы взять каждый ломтик, а потом положить его на место. И тут раздается радостное: «А-а! Поняла!»

— Дальше я сама, сама. — Почищенную картошку Наташа собралась жарить.

— Ну сама так сама.

И тут мой чудо-кулинар переворачивает сковородку вверх дном и обливает дно подсолнечным маслом. Я едва успела выхватить из рук девочки спичечный коробок.

— Вы же обещали не вмешиваться!

— Ты чуть пожар не устроила!

— Мама всегда на подсолнечном масле картошку жарит.

Еле сдерживая смех, начинаю объяснять:

— Когда ты варишь картошку, ты же ее в воду кладешь, а не поливаешь водой кастрюльку. Масло льют в сковородку, чтобы картошка не сгорела. А теперь объясни мне, пожалуйста: чего ради ты облила сковородку маслом снаружи?

— Я думала, когда масло сгорит, сковородка сильнее нагреется. Мама говорит, надо класть картошку на горячую сковородку. Я думала, сковородка должна быть между маслом и картошкой, а не масло между картошкой и сковородкой…

К моему удивлению, после этих уроков кулинарии Наташа стала внимательно слушать мои советы. И не только по математике. «Знаю, знаю» куда-то пропало… А готовить через несколько месяцев девочка научилась.

«Если будешь хорошо себя вести»

В семье, где я работаю, двое детей, но отвечаю я только за младшую, Светланку. Глеб, ее старший брат, в восьмом классе. Родители до позднего вечера на работе, холодильник полон сырых продуктов, а готовить некому. Глеб, как голодный кот, ходит возле холодильника и бурчит вполголоса: «Пожрать бы чего…» Потом не выдерживает и просит: «Ирина Ильинична, может, Света сама задачу с черновика перепишет, а вы чего-нибудь поесть приготовите?»

В мои обязанности это не входит, но… Светлана с математикой уже в кухне, а я начинаю замешивать тесто для сырников. Для нас это самая обычная ситуация. Светланка между делом присматривается к тому, как я готовлю. И бывает: Глеб сидит за компьютерными играми, а мы со Светланой лепим вареники или печем кабачковые оладьи. А когда девочка просит сделать что-нибудь особенное, я отвечаю, улыбаясь: если будешь хорошо себя вести. Вовремя справимся с уроками — останется время на печенье.

Глеб сестру любит, но, как это часто бывает с подростками, за словами не следит. Обидит он Свету — уйдет она в свою комнату и молчит там подолгу, в окно смотрит. Я как-то подошла к ней в такой момент и говорю:

— Светлана, а ты знаешь, что будет года через три? Глеб придет из школы голодный и будет к тебе подлизываться: Светланка, приготовь что-нибудь вкусненькое!.. А ты нос задерешь и скажешь: если будешь хорошо себя вести!

Светланка как расхохочется, и вся обида забыта! Иногда лучше всего отнестись к обиде с юмором.

Нехорошая двойка

Полинка учится в третьем классе математической школы. По экономике приносит «пятерки». А в этот раз девочка отказывается показать мне дневник. Я говорю:

— Полина, в чем дело? Что я, двоек твоих не видела?

А она отвечает:

— Эта особенная двойка, нехорошая.

— Почему ты решила, что она нехорошая?

— Учительница сказала: это за упрямство.

И начинает рассказывать.

— Вот на прошлом уроке мы проходили про легальные и нелегальные способы зарабатывать деньги. А на этом — про хорошие и плохие способы. Клавдия Петровна сказала, что самое нехорошее — это выигрывать деньги в казино и на ипподроме, когда пари заключают. Туда одни бездельники ходят. А я подняла руку и сказала: про скачки я не согласна. У меня папа с детства конным спортом занимался, а сейчас без лошадей скучает. Он меня с пяти лет с собой на ипподром берет. Мы с папой всё про лошадей знаем. Папа на лошадь посмотрит и точно знает, выиграет она или нет. Я тоже знаю, только не всегда. И если государство разводит арабских скакунов, так не для того же, чтобы они телеги с молоком возили. И что же здесь плохого, если я лучше других лошадей знаю? Я же честным путем эти знания получила. Я каждое лето у бабушки, а там конный завод. Я каждый день туда бегаю. Я сказала это и молчу. И ребята молчат. И Клавдия Петровна молчит. А потом говорит: «Ребята, а кто возразит Полине?» Тут Вася поднял руку и говорит: «А что тут возражать? Я с Полиной согласен. Мы тоже как-то были на ипподроме и поставили на лошадь. Проиграли, конечно. Потому что не разбираемся мы в лошадях. Вот моя сестра с пяти лет иностранные языки учит, ей сейчас двенадцать, так она за переводы с испанского на немецкий деньги домой приносит, и библиотекарша довольна. Так почему за одни знания хорошо получать деньги, а за другие плохо?» А после Васи Катя руку подняла и рассказала, что две недели назад в передаче «Что? Где? Когда?» второй приз получила, потому что детских поэтов знает. Так это что, тоже плохо? Все как закричат: «Хорошо, хорошо!» А Клавдия Петровна мне говорит, что из-за своего упрямства я урок сорвала, и спрашивает, понимаю я свою ошибку или нет. Я говорю: честное слово, не понимаю. А она мне двойку поставила.

— Знаешь, Полина, — говорю я девочке,- эта двойка действительно особенная. По- моему, тебе за эту двойку внеочередное кафе-мороженое светит. И расскажи-ка ты об этом папе.

Полинке кафе-мороженое полагалось за «особые заслуги», например, за пятерку на экзамене в музыкальной школе. И вот появляется папа. Полинка, как всегда, бросается ему на шею и тут же все рассказывает.

Папа всегда за смелость и честность.

— Да ну! Ты так прямо всё и сказала? Молодцом! В воскресенье идем в кафе-мороженое!

Ирина Ивантер

Журнал «Семья и школа»

http://deti.mail.ru/…

Метки текущей записи:

Оставьте комментарий!

* Ваше   cообщение
* Обязательные для заполнения поля