Чтобы что-либо произнести, надо сначала это услышать. Заметки логопеда

15.10.2012 Автор: Рубрика: Подготовка к школе

pic01У многих детей уже с первых дней пребывания в школе отмечаются особые трудности при работе с текстами, свидетельствующие о наличии у ребенка так называемых дисграфии и дислексии. Тут дело не в том, что ребенок не знает каких-то правил, — нарушения возникают из-за недоразвития или частичного повреждения мозговых механизмов, которые обеспечивают сложные процессы письма и чтения.

Это явление далеко не случайное, своими корнями оно может уходить в дошкольный и даже более ранний возраст. Повреждения мозга в большинстве случаев случаются в ходе внутриутробного развития или при родах, и первые проявления этой патологии наблюдаются еще в раннем детстве. Дети, которые во время родов перенесли травму или испытали кислородную недостаточность, получают, как правило, массу неврологических проблем, которые влияют на все последующее развитие. Нельзя исключить и возможное влияние неблагоприятной наследственности, а также то, что на детях сказываются вредные привычки родителей, такие, как алкоголизм или курение. Неблагоприятно отражаются на развитии головного мозга будущего ребенка заболевания матери во время беременности, прием ею различных лекарственных препаратов, физические и психические травмы.

Внимательные родители замечают отклонения в развитии своего младенца. Он поздно начинает держать головку, сидеть, стоять, ходить, испытывает трудности при кормлении (вяло сосет, часто срыгивает), недостаточно живо реагирует на перемену обстановки, на новые лица… Нужно немедля обращаться к специалистам-неврологам. При обследовании могут выявиться нарушения кровотока в главных артериях и венах головы и шеи; у многих детей оказываются увеличенными желудочки мозга, что говорит о повышенном внутричерепном давлении.

Восстановительные возможности у ребенка младенческого возраста очень высоки. И чем быстрее будет оказана врачебная помощь, тем успешнее пойдет восстановление функций нервной системы. При условии нормальной работы мозга речь, как и все психические функции, в дальнейшем будет развиваться полноценно.

Важную роль играют не только медикаменты, назначаемые врачом. Вся среда, в которую погружен ребенок, должна быть развивающей, обеспечивающей ему достаточное количество слуховых и зрительных впечатлений. Его должны окружать предметы, способные привлечь и удерживать внимание, подталкивать развитие познавательной деятельности.

Большую помощь могут оказать разумно подобранные игрушки. Так, игровой коврик способствует развитию моторики и зрения; пирамида-неваляшка хороша для зрительного сосредоточения и различения цветов; юла «Заводная карусель» развивает у ребенка слух, моторику, внимание, цветовое восприятие. Подвижные конструкции с укрепленными на них игрушками-подвесками помогают развить зрение младенца, а в дальнейшем, когда он сможет дотянуться до игрушки, мелкую моторику. Игрушка-погремушка «Твистер» может поворачиваться, сгибаться и вращаться; это улучшает пространственное восприятие.

Уже на первом году жизни необходимо целенаправленно развивать понимание ребенком речи окружающих. Поначалу она обязательно должна сопровождаться жестами: «Сделай ладушки», «Помаши ручкой», «Дай», «Возьми». И совершенно незаменимая роль принадлежит теплому эмоциональному общению с ребенком окружающих взрослых.

В год у малыша уже должны появиться первые слова, а в два — первые короткие фразы. Заметим, что мальчики обычно начинают говорить позже девочек.

***

Что же делать, если ребенок все-таки начал говорить поздно? 

Дети с задержкой развития речи порой не говорят до двух-трех лет. В три года они могут заговорить, но с массой дефектов звукопроизношения. Порой родители не придают отставанию значения, считая, что «все нормально» или «с возрастом все пройдет».

Чтобы оценить речевое развитие ребенка и поставить правильный диагноз, нужно исследовать слух ребенка, поскольку звуки, которых он не слышит, он не может и воспроизвести.

Первичное обследование проводится разными специалистами: врачом-неврологом, врачом-психиатром, психологом, дефектологом и логопедом. Как правило, нарушения у ребенка отмечаются на всех уровнях, нервно-психические расстройства сопутствуют речевым. Логопед обследует все стороны речи ребенка: звукопроизношение, слуховое различение звуков, словарный запас, правильное и грамотное использование слов в предложении. На основании этого обследования логопед может рекомендовать специальные коррекционные занятия. Успешность их зависит не только от логопеда, но и от того, насколько активно родители участвуют в закреплении навыков, полученных ребенком на занятиях.

Ребенку следует обеспечить достойный образец для подражания. Речь общающихся с ним людей должна быть неторопливой, внятной, не имеющей заметных недостатков — заикания, дефектов в произнесении звуков. Иначе ребенок может перенять эти несовершенства речи взрослых. Важно как можно чаще создавать ситуации, побуждающие ребенка к речевому общению, заставляющие его выражать свои просьбы при помощи речи.

Многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что почти у всех детей, которых приводят к специалистам по поводу неполноценной речи, очень плохо развита ручная моторика — ребенок не может выполнить изолированные движения пальцами, движения его рук замедленны и неловки. Трудно таким детям и в школе – рука при письме быстро устает, темп письма медленный, почерк неразборчивый. Поэтому развивать ручную моторику следует в возможно более раннем дошкольном возрасте, обратившись к популярным методическим пособиям — они сейчас вполне доступны.

***

По мере роста и развития дети стараются осваивать новые слова, поддерживать беседу и произносить звуки понятно и разборчиво, но даже в школьные годы следы речевых проблем могут остаться. Часто родители жалуются, что их дети плохо понимают речь, где много новых и сложных слов. Особенно часто возникают проблемы с различением звуков речи (фонематический слух), когда ребенок идет в школу, где скорость речевой информации резко возрастает. Неправильное восприятие звуков влечет за собой в дальнейшем ошибки на письме.

Дислексия («трудность чтения») всегда связана с низкой скоростью переработки речевой информации. Дети с дислексией не различают букв в слове и слов в предложении. Школьник не представляет себе звукового состава слова, не может слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы ему известны. Читает, набирая слова по буквам; когда он доходит до конца слова, то начало уже забыто и произносится совсем не то слово.

Обработка звуковой информации первично происходит во внутреннем ухе. Далее электрические импульсы доходят до стволовой части мозга. Как только звуки поступают в мозг, он начинает сортировать их. «Гора» и «кора» — эти слова акустически почти идентичны. Мозг должен успевать различать такие акустически близкие слова. Основной причиной большей части речевых нарушений является низкая скорость переработки быстрой речевой информации.

Чтобы что-то произнести, нужно сначала это услышать. Понять, запомнить и только затем сказать. У детей с проблемами развития устной речи очевидны трудности в обработке близких по звучанию звуков. Их мозгу требуется больше времени, чтобы вычленить, проследить и обработать сходные по своим характеристикам звуки. Если ребенок плохо слышит звуки речи, то речь его будет искаженной, а впоследствии урон понесут чтение и письмо.

Если те или иные пары звуков не различаются ребенком на слух, нужно безотлагательно приступать к работе по исправлению этих недостатков. Многолетняя практика свидетельствует, что эта работа вполне посильна для родителей.

Прежде всего, до сознания ребенка четко доводится разница в звучании не различаемых им звуков. После этого навык прочно закрепляется специальными упражнениями: называние слова с заданным звуком, самостоятельное придумывание слова на каждый из звуков. Полезно использовать картинки с изображениями предметов, в названиях которых встречаются изучаемые звуки. Далее ребенок выделяет звуки из начала и конца слова. Предлагаемые для различения на слух звуки следует сразу связывать с соответствующими буквами.

К счастью, эти нарушения при надлежащей коррекции обратимы.

Наш мозг — это зависящая от опыта, обучаемая и самообучающаяся система. Если вы хотите, чтобы интеллект малыша развивался, не ленитесь заниматься с ним постоянно.

Если ребенок не получает помощи логопеда, а также помощи родителей, проблемы с речью мешают ему учиться. Он постоянно переживает неудачи в школе, у него снижается самооценка, теряется уверенность в себе, пропадает желание общаться. Поскольку ребенок уже привык считать себя «безграмотным», нужно коренным образом изменить его отношение к занятиям, особенно при выполнении домашних заданий, заинтересовать его предстоящей работой. Заниматься нужно ежедневно, но недолго. Хвалите ребенка, когда у него наблюдаются успехи, даже незначительные. Начните с внимательного изучения тетрадей ребенка и определите наиболее часто встречающиеся у него ошибки. Обращайтесь к ним по нескольку раз, пока однотипные ошибки не исчезнут, — даже если это займет немало времени. Только тогда можно переходить к следующей проблеме, периодически повторяя уже пройденное.

Не сомневайтесь: совместная работа логопеда, родителей, психолога, учителей принесет положительные результаты. Современная система логопедической поддержки школьников позволяет значительному числу детей с речевыми нарушениями усваивать школьную программу.

Светлана Хомякова,

учитель-логопед 1112-й московской школы

Журнал «Семья и школа»

Метки текущей записи:
,

Оставьте комментарий!

* Ваше   cообщение
* Обязательные для заполнения поля