3 незыблемых столпа моей системы воспитания

16.06.2017 Автор: Рубрика: Педагогический стиль

На сегодняшний день существует великое множество воспитательных систем. Вальдорфская педагогика, система Монтессори, естественное родительство, ведическое воспитание, воспитание свободой и др. Родителям есть, от чего растеряться. Мамы и папы судорожно мониторят Интернет, жадно слушают других родителей, бросаются вслед модным педагогическим тенденциям… И порой забывают подумать о том, а нужна ли мне и ребенку та или иная воспитательная система.

Что я понимаю под системой воспитания?

Говоря о системе воспитания, я имею в виду не какой-то конкретный набор педагогических схем и шагов, а тот важнейший вклад, который мы делаем (или не делаем) в настоящее и будущее наших детей. Ответственность грандиозная, правда? Не хотелось бы спустя год (или десять) воспитания по определенной системе вдруг понять, что ты идешь куда-то не туда…

Кроме того, выбирая какую-то конкретную педагогическую систему, родитель… связывает себе руки. И на интуитивном уровне мы это понимаем! Отсюда все наши сомнения и метания: мы не хотим связывать себя по рукам и ногам.

Я сама не придерживаюсь (и никогда не придерживалась) в полной мере ни одной из известных человечеству педагогических систем (и не планирую этого в будущем). Я большой ценитель свободы, и мне нравится осознавать, что мой родительский арсенал – бесконечен.

Отношения – это очень серьезно

И вместе с тем отношения – это игра, потрясающая площадка для экспериментов в лучшем смысле этого слова. И на этой площадке я как родитель могу выбирать эффективные инструменты, стратегии, концепции и отказываться от тех, которые мне или моему ребенку не подходят.

Вместе с тем я очень хорошо понимаю, что ребенок – системное, структурное существо. И даже в словаре воспитание описывается как ПРОЦЕСС СИСТЕМАТИЧЕСКОГО целенаправленного ВОЗДЕЙСТВИЯ на духовное и физическое развитие личности в целях обучения, привития навыков поведения в обществе, формирования характера и его отдельных черт. Понятно, что без системы никак.

Так должна ли быть система в воспитании ребенка?

Каждый родитель отвечает на этот вопрос сам. Кто-то подается в вальфдорскую педагогику, кто-то воспитывает детей по системе Никитиных, кто-то обращается к ведическим знаниям…

Я не подалась ни в одну из известных мне систем. И вместе с тем мой процесс воспитания – это структурированная, крепкая система, которая:

— ЭКЛЕКТИЧНА (собирательна). Я изучаю различные системы и отбираю для себя и своей дочери лучшее, то, что представляется максимально эффективным;

— ГУМАННА НА 100%. Я известный пропагандист ненасильственного экологичного общения;

— СОСТОИТ В ПЛАНОМЕРНОМ РАЗВИТИИ у ребенка качеств и навыков, которые я считаю важными. В этом случае самым большим авторитетом для меня являюсь я сама. И если то, что я наблюдаю в той или иной системе воспитания, откликается внутри, я беру это в свой родительский инструментарий.

3 незыблемых столпа моей системы воспитания

Моей дочери часто говорят, что у нее слишком добрая мама. 🙂 И действительно, жесткости в моем воспитании не очень много. Зато есть много других – более важных – вещей, без которых нет смысла мечтать, чтобы ребенок вырос самодостаточным, счастливым, реализованным, уверенным в себе, смелым, инициативным, оптимистично настроенным и т.д.

Самый устойчивый табурет – трехногий. Поэтому моя система воспитания стоит на трех столпах. Вот они:

1. Любовь

Как часто за день вы вспоминаете, что любовь по отношению к ребенку надо проявлять, а не только чувствовать? Особенно важно ее проявлять именно тогда, когда этого хочется меньше всего, когда хочется кричать, бушевать, наказывать и т.д.

Любовь – фундамент воспитания и гармоничных отношений. При всей гибкости моей системы воспитания любовь остается незыблемой частью структуры. С нее вся структура и начинается. Одним из самых болезненных открытий для меня в свое время стало то, что моя дочь долгие годы не знала о том, что я ее люблю (!).

Потому что мама, которая сидит сутками напролет спиной к своему ребенку и на все его старания привлечь к себе внимание отвечает: «Подожди!», «Не сейчас» и т.д., демонстрирует своему ребенку всё что угодно, но только не любовь.

И я училась этому отдельно: доносить до ребенка на его языке ту безбрежную любовь, которая всегда была и есть в моем сердце. Если вы уже делаете это, считайте, ваша воспитательная система наполовину сложилась.

2. Доверие

Это следующий столп, на котором стоит не только моя воспитательная система, но который в принципе является основой любых отношений. Если меня спросят, что я больше всего боюсь потерять, я скажу, что это доверие моего ребенка. Это то, о чем я забочусь особенным образом, с двойными, тройными, стократными усилиями. Это то, что для меня важнее всего на свете.

Доверие – удивительное явление. Оно может быть крепче камня, и вместе с тем оно уязвимо, как ничто другое в ваших отношениях. Выстраивается доверие неделями, месяцами и годами, а потерять его можно… вмиг. Вселенская несправедливость!

Доверие – суперценность. Берегите его!

3. Родительский авторитет

Еще один столп, который помогает мне структурировать процесс воспитания. Зачастую мне достаточно 5-10 минут общения с родителем, чтобы дать оценку той или сложившейся в отношениях с ребенком ситуации. Потому что в основе нашего недовольства результатами воспитания во многих случаях лежит одна из двух глубинных причин:

1. слишком много любви и мало авторитета (в т.ч. границ),

2. слишком много авторитета (даже авторитарности), много границ и значительно меньше проявленной любви.

Золотое правило родительства

Любовь должна идти рука об руку не только с доверием, но и с нашим авторитетом. А это значит, что нам необходимо усиливать себя как личность. Авторитет – это прежде всего сильный духом, за которым ребенку хочется идти добровольно. А учитывая, что суть взросления состоит в отделении от родителя, идти за нами нашим детям хочется далеко не всегда. И да, это особое мастерство – быть авторитетным родителем.

Источник 

Метки текущей записи:

Оставьте комментарий!

* Ваше   cообщение
* Обязательные для заполнения поля